Как сделать гибкий холодный фарфор

В этом мастер-классе я очень подробно покажу, как сделать пластичный холодный фарфор, который по своим свойствам ничем не отличается от тайской глины. После полного высыхания остается полностью гибким. Автор этого рецепта замечательная девушка anri-irene. Я немного изменила его под себя и сфотографировала весь процесс.

Автор: Елена Моисеева

Нам потребуется: Главный в этом наборе, как всегда-клей, он должен быть с пластификатором D2 или D3. В составе должно быть написано Дисперсия ПВА. Мне нравится этот столярный клей Титан, который долго искала в строительных магазинах, а нашла в отделе сантехники. Если этот клей не найдете, прекрасно подойдет клей Момент-столяр ПВА в красной банке, у него тоже пластификатор D2.

Кукурузный крахмал продается в супермаркетах (Ашан, Метро), но можно и с картофельным. Вазелин, глицерин (аптека). Масло Джонсонс-беби и крем Нивея найдете без труда. Вот такой парафин нашла в детском наборе для изготовления мыла, там еще есть удобная емкость для микроволновки. А так покупаем обычную парафиновую свечку (только белую) и трем на мелкой терке. Еще нужна лимонная кислота (забыла добавить) палочка для суши, для перемешивания. Ну и микроволновка, ложка чайная и столовая, думаю найдется.
Начнем!

Наливаем в миску 2 полные столовые ложки клея.

Берем другую стол. ложку и добавляем 2 ст. ложки крахмала без горки.

В эту смесь добавляем чайную ложку глицерина и перемешиваем.

Добавляем неполную чайную ложку лимонной кислоты. Перемешиваем.

Добавляем не полную чайную ложку масла Джонсонс-беби. Перемешиваем.

Теперь нужно хорошо перемешать палочкой, чтобы не было комочков от крахмала.
Затем добавляем вазелин. Перемешиваем.

Теперь добавляем парафин и тоже перемешиваем.

Ставим микроволновку на максимальную мощность и отправляем в нее миску на 6-7 сек.
Достаем, перемешиваем.

Отправляем на 6-7 секунд еще раз. Достаем и перемешиваем.

Масса начинает густеть. Еще раз так-же на 6-7 секунд.

У всех микроволновки разные и по-разному работают, поэтому кому-то будет достаточно 3 захода, кому-то 4 или 5, но в итоге, когда получается такая масса, как на последнем фото-готово! Она должна отходить от стенок и собираться в комок. На ощупь она еще липкая и остается на пальцах. На первый раз лучше немного не доварить, чем переварить. В последующем вы сами выберите оптимальное время и количество заходов.
Пусть немного остынет, чтобы не обжечь руки. Мажем руки кремом Нивея, собираем ложкой массу и перекладываем на ладонь. Вымешиваем.

Если липнет, мажем руки кремом и продолжаем. Когда заканчивается липкость, заканчивается и замес.

ГОТОВО! У меня получилось с первого раза и у Вас все получится!

Смазываем массу немного кремом, заворачиваем в п/э пакет, выпустив воздух, зажмите чем-нибудь и положите в непрозрачный контейнер, подальше от батареи и сквозняков.
Теперь тестируем сначала на прозрачность раскатанный кусочек, после 3-х дней сушки.

Теперь на пластичность.

Если еще приплюснуть сверху, то затем принимает свою форму.
На примере листка нарцисса, окрашенного титановыми белилами, которые сушат глину.

Новый рецепт холодного фарфора.

Всем, кто увлечён лепкой реалистичных цветов из холодного фарфора будет интересен новый рецепт домашнего холодного фарфора, который отвечает всем требованиям к глине – свежая масса податливая и пластичная, после высыхания лепестки гибкие, прочные, не бьются, прозрачные (без желтизны и намёка на серость). Более того я сложила свой пробный лепесток вчетверо – представляете?! Для меня это большой успех! Я просто ошарашена результатом!

Хочу сказать, что сама я рецепт не придумывала, я лишь подогнала под себя и свои возможности рецепт одного мастера и замечательного человека Ирины из Венгрии. И этот рецепт совсем не моя заслуга. Натолкнула меня на этот рецепт эта статья про использование КарбоксиМетилЦеллюлозы (КМЦ) в холодном фарфоре. Огромное ей спасибо за её личные эксперименты. Вот рецепт, точнее рецепты, от которых я отталкивалась. Я их немного переделала.

Эту розочку пробную я слепила из своей глинки.

Мне очень нравится, что цвета не искажаются.

Коротко о компонентах, используемых в рецепте

Если вы серьёзно задумались над рецептом, давайте я поясню некоторые вещи и механизмы, происходящие при приготовлении фарфора из обойного клея. Это просто необходимо прочитать, чтобы понять суть нового рецепта.

Обойный клей

Есть разные марки, разные виды: для бумажных обоев, для виниловых. Но и состав его разный. Один состоит лишь из модифицированного крахмала (не генномодифицированного, а прошедшего специальную обработку, чтобы его не нужно было нагревать) он растворяется в воде и (без нагревания) превращается в клейстер.

Сам по себе обычный необработанный крахмал только в нагретых растворах способен становиться клейким. Это знают все хозяюшки, и опыта приготовления киселей, соусов и прочего. Ранее я писала о видах крахмала и о самом важном для нас аспекте – температуре клейстеризации, которую необходимо соблюдать при варке холодного фарфора.

Читайте также:  Томат дерево спрут в открытом грунте

В состав клеев для тяжёлых виниловых обоев помимо модифицированного крахмала (МК) входят другие компоненты: метилцеллюлоза (МЦ) и антигрибковые добавки (скорее всего бура, белый порошок, он является антисептиком, чтобы не завёлся грибок).

Это тот клей с метилцеллюлозой, который я добавляю в холодный фарфор

Метилцеллюлоза – это один из эфиров целлюлозы. А эфиры целлюлозы – способны образовывать очень вязкие растворы. Это очень для нас – фарфороварщиков – очень важно!

Метилцеллюлоза гигроскопична – хорошо вбирает в себя влагу. При нагревании водных растворов метилцеллюлозы, происходит ухудшение растворимости, вплоть до выпадения осадка (“творожка”). А зачем он нам? Но, я уверена, моя мизерная доза (1 ч. л.) не испортит массу. Хотя, в то же время, я заметила, что немного полежав (неделю-две) масса становится “мокрее” – возможно не хватает антисептика (консерванта). Но я надеялась на тетраборат натрия, который через две недели как раз ко мне доставили. Читайте ниже в дополнении…

Такие растворы имеют хорошие плёнкообразующими качествами. И эти плёнки довольно крепки на разрыв.

КарбоксиМетилЦеллюлоза

Есть ещё клей для обоев “КМЦ” (аббр. КарбоксиМетилЦеллюлоза) – или лат. “СМС”. Карбоксиметилцеллюлоза также является эфиром целлюлозы. Её используют при аппретированиии ткани (отделке-пропитке), тем самым придавая материалу жёсткость, несминаемость и прочие свойства. Для нас важно, что КМЦ, как и МЦ образуют пластичные плёнки.

Запомните – КМЦ и МЦ – это по сути растворимый клей.

Когда я искала клей КМЦ в строительных магазинах нашла только КМЦ стружкой. При испытании в воде он дал жиденький, еле липкий раствор, в то время как клей с метилцеллюлозой растворился за 2-3 минуты и был очень густой и быстро высыхал в плёнку. Поэтому, КМЦ стружкой не покупайте. Он такой как на фото, специально показываю его вам.

Клей обойный КМЦ

Стружка довольно крупная. В магазинах есть КМЦ более мелкая, порошком или мелкими гранулами. Его-то и нужно выбирать. А эта стружка в клее ПВА очень плохо расходится.

Парафин. Некоторые мастерицы добавляют парафин или стеарин (тёртую свечку) в свой холодный фарфор. Вот и я решила добавить парафин.

Он придаёт гладкость и немного пластичность массе. После высыхания она немного лоснится, и это делает её визуально похожей на покупные глины. Стеарин (стеариновая кислота) лучше парафина по свойствам. Парафин более крохкий, стеарин более вязкий. Чтобы их сравнить на опыте нужно найти стеариновую свечку (она беленькая). Парафиновые есть в каждом магазине. Я их не сравнивала, так как стеариновые свечи не нашла, поэтому ничего добавить к сказанному пока не могу.

Кстати, стеариновую кислоту можно купить в магазинах, где всё для домашней косметики.

Рецепт превосходного холодного фарфора с добавлением обойного клея

  1. клей ПВА standart фирмы “Alina Paint” – 2 ст.л.
  2. клей СТОЛЯР SUPER PVA фирмы “Момент” (в Европе “Pattex”) – 1 ст.л.
  3. крахмал высшего сорта картофельный -3 ст.л.
  4. метилцеллюлоза/обойный клей фирмы “Момент” – 1 ч.л.
  5. глицерин – 1 ч.л.
  6. вазелин – 1 ч.л.
  7. детское масло Jonsons – 0,5 ч.л. (+ 1 ч.л. для вымешивания массы)
  8. парафин – 0,7 ч.л.

Приготовление холодного фарфора

  1. Крахмал и обойный клей смешиваем в одной ёмкости, эту сухую смесь, тщательно перемешиваем ложечкой.
  2. В чашке для варки холодного фарфора смешиваем два вида клея.Если вы затрудняетесь с первым указанным клеем, замените его любым строительным клеем ПВА “Универсальным” (это важно! универсальный клей – подходит для многих материалов, значит обладает хорошей сцепляющей способностью, а нам нужно нашу сухую смесь прочно склеить). У меня первый клей (отечественный) жидкий, а “Момент” густой. Получается я разбавляю густой клей, чтобы не допустить перевар массы. Так как с клеем D2 при варке нужно быть предельно осторожным. Я, чтоб не осторожничать, его разбавила в пропорции 1:2. Пропорцию 1:1 не пробовала, но предполагаю, что масса выйдет ещё лучше. Советую всегда разбавлять очень густой клей при варке более жидким!
  3. В клей добавляем глицерин, вазелин, детское масло и парафин. Перемешиваем.
  4. Высыпаем сухую смесь (п.1) в чашку с жидкими компонентами. Тщательно перемешиваем!
  5. Нагреваем в микроволновке, “варим”.Я грею на маленькой мощности 450 Вт – сначала 10 секунд. Достаю, перемешиваю и ставлю снова в микроволновку. На той же мощности прогреваю ещё 20 секунд. И… ого! Уже готово! Этого оказалось даже много, можно после первого прогрева по 10 секунд, ещё два раза прогреть. У меня образовалась резиновая корочка, похожая на перевар. Нет, нет, не пугайтесь – я всё размешала без особых усилий и комочек стал практически однородный. Получилась, что “резинка” согрела жидкие остатки, и образовался один цельный комок. Мягонький.
  6. На приготовленную поверхность (стол), застеленную одноразовым полиэтиленовым мешочком (не шуршащим, а гелевым, с ним удобнее и он прочный), смазанным детским маслом (1 ч.л. ) выкладываем массу (комок), немного обваливаем её в масле и вымешиваем. Я с недавних пор вымешиваю горячую массу прям пакетом, его углами-краями… Так всё чисто, и руки и стол, и не так горячо. Вымешивается холодный фарфор с метилцеллюлозой из обойного клея превосходно и легко. Я его мну пакетом, а через мои отпечатки-вмятины сквозь глину стол просвечивается. Такая глина податливая получилась. И ничегошеньки не липнет! Думаю, парафин тоже этому способствует. Значит мы угадали с пропорциями всех компонентов. Это здорово!
  7. В этот же пакетик, на котором вымешивали, заворачиваем массу и завязываем. Необходимо, чтобы глина “отлежалась” хотя бы сутки. Затем, через сутки, меняем мешочек, можно его немного смазать детским маслом. Теперь можно из неё лепить. У меня вышло около 90 грамм холодного фарфора, я взвешивала кухонными электронными весами. Почти полпачки покупной глины. Точнее не скажу, так как на экране светились цифры 0,09 (кг). Тысячные доли мои весы не показывают, к сожалению.
Читайте также:  Земля для рассады баклажан

Обзор получившейся гибкой глины.

Сама масса получилась светло-кремового оттенка. Гладкая, мягкая, податливая, пластичная (тянется, а не рвётся), не липкая. Гибкая – благодаря удачному клею “СТОЛЯР” и определённо благодаря метилцеллюлозе.

Сразу после варки я немного отщипнула от комочка глины и испытала её Раскатала на руке лепесток фломастером, т.к. инструментов под рукой не оказалось. масса послушно раскатывается, и совсем тонко. Без крема.

Нас следующий день, точнее вечер, я посмотрела лепесток – крутила его, вертела, гнула во все стороны и… сложила его вчетверо, как бумажку. Можете поверить?! Он не поломался, не треснул, остался только белёсый след, едва заметный.

Я безмерно рада, что получилась такая волшебная масса. После глины “Modern clay” на этой домашней глине можно спокойно выдохнуть. Работая с Модерн клэй я с трудом успевала сформировать листочек, как он высыхал. Хотя гибкость её меня устраивает.

Такие пробные полосочки я раскатала и высушила, сверху – с капелькой белил, снизу – без краски

Видно, что немного “волнится” полоска при сушке. Хотя подсушивала я их на ровной поверхности. Я думаю это из-за клея первого, он очень жидкий. Надо всё-таки попробовать смещать два клея в пропорции 1:1. Возможно, это решит проблему.

Те же полоски вблизи, 1 – без красок, 2 – с белилами

Полоски легко скручиваются в рулончик. Пусть подсохнут ещё 4-5 дней окончательно. Чтобы гнуть, складывать и делать выводы, подождём немного. Потом я допишу о гибкости и фото добавлю.

Пока моя масса отлёживалась, стала немного мягче. Я попробую увеличить дозировку крахмала в следующий раз. Пожалуй, единственный минус полученного холодного фарфора с метилцеллюлозой из обойного клея – это то, что он долго высыхает, и немного волнится при сушке. Поэтому я буду ещё экспериментировать с пропорциями.
Если у вас есть (продаётся в аптеках) тетраборат натрия (раствор в глицерине) добавьте 2-3 капли в отлежавшуюся (остывшую!) массу, просто разотрите капли на руках (это не опасно!) и очень интенсивно вымешивайте массу. Масса станет плотнее и суше. Я уже его опробовала на этой массе. Он устранил излишнюю мягкость и тягучесть, сделал массу плотнее. Короче, минусы почти исчезли. Я пока не много из неё лепила, выводов мало.Но! Если раньше (простите, что сразу этого не написала) я подклеивала лепестки розы без клея, прямо при лепке. такая я торопыг, не берите с меня пример; все мастера стараются подсушивать лепестки, а потом только клеить их к бутону клеем. То с тетраборатом натрия, можно клеить как мастер. Масса намного суше. и оочень напоминает мне глину Модерн.

Примечание: можно пробовать и другой обойный клей, но, чтобы в нём содержалась метилцеллюлоза или карбоксиметилцеллюлоза. Именно она образует прочные плёнки, и глина, подсыхает корочкой, в то время как внутри детали ещё остаётся влага, что позволяет сформировать её, придавать форму.

Думается мне, что из-за этого она и сохнет долго. А вы как думаете?

Небольшое дополнение: я попробовала добавить полложки крахмала сверх того, что в рецепте, масса стала удобней в работе, не такая мягкая, но плотнее и немного суше. Но, всякому сухому компоненту должно хватать сцепки (клея), чтобы глина была прочной. А моя глина всё же стала более ломкой. Не хрупкой, нет. Но сгибая лист пополам, он может поломаться, как бывает при переваре и при бОльшем содержании крахмала, чем положено. Это без тетрабората натрия! А с ним пропадает необходимость ещё наполнять холодный фарфор, т.к. он отлично загущает его. Фото холодного фарфора с тетраборатом натрия покажу, чуть позже.

Пробуйте, готовьте свою полимерную глину! Может у вас ещё лучше получится. Пишите об успехах в комментариях.

Всем вдохновения и желания творить красоту!

Войти

Как улучшить ломкий холодный фарфор. Ещё один новый рецепт.

Копирую сюда основную часть текста с рецептом, а полная версия статьи у меня в блоге: http://anri-irene.blogspot.hu/2016/01/new.html

Читайте также:  Сколько тонн в 1м3 цемента

. Я для себя нашла и такой выход из положения, т.к. у меня много видов клея, из которых получается хороший холодный фарфор, но некоторые, чего в них не добавляй – всё равно хрупкие после высыхания. А использовать их всё же как-то надо, но без ущерба на конечном результате.

Почему ещё не получается холодный фарфор и об ошибках в приготовлении ХФ я писала в статье "Ошибки в приготовлении холодного фарфора. Как и чем можно испортить холодный фарфор"

Сейчас уже могу поделиться с вами своим очередным секретом,

т.к. высохшим пробничкам несколько месяцев и они по-прежнему очень гибкие, не ломкие, не хрупкие.

Секрет чрезвычайно прост! И опять всё дело в КЛЕЕ!

К новому рецепту гибкого холодного фарфора меня подвиг рецепт Анны (мне он тоже понравился, попробуйте, не пожалеете), а именно кипячение клея.

Я подумала, что если клей хорошо переносит нагревание, то из него можно слегка выпарить воду, а из этого следует, что количество и масса поливинилацетата и клеевых пластификаторов по отношению к количеству крахмала увеличится.

ИТАК, клея нам понадобится чуть больше, чем в обычном рецепте холодного фарфора.

Его количество зависит от того, какой первоначальной густоты клей, сколько в нём воды и наполнителей.

Поэтому точные пропорции дать трудно, но примерно получается так, что надо вместо 1 стакана клея брать 1.5, а если клей с маркировкой D2 или D3 то можно и больше.

Точные пропорции каждый подберёт для себя индивидуально, в зависимости от вида клея и крахмала (картофельный, например, "просит" больше жидкости).

Очень правильно поняла и сформулировала мою идею одна замечательная девушка, такой же экспериментатор как и я, который не желает останавливаться на достигнутом, если результат даже немного не удовлетворяет:

". выходит, надо брать 1,5 части клея, кипятить его до тех пор, пока не останется 1 часть, и уже тогда добавлять 1 часть крахмала (ну и остальное).
Так же можно из 2 частей вывариванием получить 1 часть, но в ней будет высокая концентрация пластификатора и минимум влаги, я правильно понимаю. "

Я все делаю в микроволновой печи на мощности 800 W, но и на меньшей тоже получится, только чуть дольше.

Обязательно понадобится посуда с высокими стенками, т.к. клей при нагревании пенится и поднимается как молоко.

Желательно открыть окно или включить вытяжку (а лучше и то и другое) и перемешивать горячий клей рядом с ними, т.к. запах уксуса будет довольно ощутимым, да и что там ещё может интенсивно испаряться мы не знаем. Я не замечала ни каких побочных эффектов в виде головной боли и пр. и пр., но лучше поостеречься.

Ставим клей в печь СВЧ и наблюдаем через стекло – как он только начинает сильно кипеть и пениться, достаём и очень интенсивно и быстро перемешиваем некоторое время, примерно около 30-ти секунд, чтобы он немного остыл и не схватывался комочками.

Некоторые виды клея равномерно и однородно загущаются, а на некоторых очень быстро образуется плёнка, как пенка на кипяченном молоке, которая превращается в комочки. Поэтому и надо перемешивать очень интенсивно. Так надо сделать 1-3 раза в зависимости от густоты клея.

Чтобы понять, на сколько у вас уменьшился объём клея, можно на посуде поставить отметку на 1 стакан (налить клея 1 стакан), а затем добавить больше клея и кипятить, пока он не уменьшится до нужной отметки (лучше чуть выше нужной отметки, т.к. крахмалу тоже надо в чём-то разбухать).

ВАЖНО! Не вливайте ни в коем случае глицерин в кипящий клей!

Я добавляю всё остальное после того, как клей слегка остынет, всё так же интенсивно перемешивая (сначала жидкости, масло, вазелин, стеарин, потом крахмал).

Потом довариваю несколько секунд, если это необходимо. Дальше всё, как в классическом рецепте.

Крахмал тоже очень быстро клейстеризуется в горячем клее, поэтому всыпая его, помешивать не переставайте, чтобы не образовались комки. Для первого раза крахмала возьмите меньше, чем полный стакан примерно на 1 см. , чтобы масса не получилась очень сухой.

P/S: Забыла вчера дописать один интересный момент.

Можно приготовить гибкий холодный фарфор ещё одним способом, если у вас по какой-то причине не получился первый, мной описанный выше.

Можно отдельно выпарить порцию клея, только не до резинового состояния (!), но до достаточно густого, примерно до такого состояния, чтобы он уже не растекался, а был послушным, его уже можно "собрать" в горочку.

Когда остынет (не забываем перемешивать постоянно), можем смешать его с обычным, уже сваренным ХФ и ещё раз немного проварить до нужной консистенции.

Желаю удачи и вдохновения всем-всем творческим людям!

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *